Из Положения об автономии Малой Башкирии
(21 января 1918 г.)

1. Башкирия составляет нераздельную часть Государства Российского и представляет из себя автономно управляющуюся страну с наименованием «Малой Башкирии».
2. В своем внутреннем автономном управлении и суде официальным языком является башкирский (тюркский) язык, в сношениях же с центральными властями и управлениями и органами управления других автономных единиц России — русский. Временное употребление русского языка в башкирских учреждениях не лишает башкирского языка права быть ему официальным. В местностях Башкирии с преобладающим русским населением допускается в управлении и суде русский язык. Во всяком случае, всякие прошения, жалобы, договоры, объявления и другие бумаги частных лиц могут быть подаваемы на русском или башкирском языке.
3. Территория Башкирии определяется теми ее границами, которые существовали до так называемого расхищения башкирских земель. Все земли и недра земли считаются башкирской национальной собственностью. Земли распределяются по известной норме, смотря по качеству их, поровну между трудящимся населением <…>.
4. Власть правительства Башкирии простирается на всю территорию Башкирии, выделенную из существующих ныне уездных, губернских и автономных единиц. Местности с преобладающим башкирским населением, но географически раздельные, так называемые оазисы, так же подчиняются власти правительства Башкирии, как колонии своей метрополии. Пока Малая Башкирия заключается в следующих границах:
5. Впредь до опроса населения и до окончательного разделения Учредительным собранием.
6. В административном отношении Башкирия разделяется: на кантоны, кантоны — на волостные земства, волостные земства — на [юрты].
8. Никто не может подлежать преследованию или за и содержанию под стражей иначе, как в случаях, законом определенных, причем при задержании необходимо письменное постановление с указанием за что и по каким мотивам задержан.
9. Всякий, проживший не менее 3-х лет в определенной волости, может приписаться к числу постоянных жителей и пользоваться после этого всеми правами и обязанностями граждан автономной Башкирии.
10. Защита Российского Государства и автономной Башкирии является священной обязанностью каждого гражданина, живущего на территории Башкирии; от исполнения воинской повинности освобождаются лишь служители Богу всех без различия вероисповеданий.
11. Из призванных на военную действительную службу образуется национальная башкирская военная часть всех родов оружия. Содержание частей падает на счет общегосударственный.
12. Порядок призыва и отбывания воинской повинности регулируется положением об управлении воинских частей казачьих войск.
13. При правительстве Башкирии всегда состоит для несения местной гарнизонной службы потребное количество войск.
14. Право объявлять отдельные местности Башкирии на военном положении принадлежит исключительно правительству Башкирии, которое доводит (об) это(м) до сведения — с мотивами, заставившими принять эту меру, — центрального правительства [России] и Курултая [Башкурдистана].

Об органах управления Башкирии

15.Органами управления автономной Башкирии являются: 1) курултай (парламент) с правительством Башкирии, 2) кантонная дума с кантонным управлением, 3) волостное земское собрание с земской управой, 4) юртовый сход со старшиной.

О курултае

16. Курултай является высшим органом самоуправляющейся Башкирии, и ему как высшему органу принадлежит вся полнота власти на территории Башкирии.
17. Депутатами — членами курултая могут быть лица обоего пола не моложе 22-х лет без различия национальности и веры, избираемые всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием по одному от каждых 5000 душ населения волостного земства. Срок полномочия депутатов — три года.
П р и м е ч а н и е 1-е: в волостях с населением свыше 5000 душ излишек менее двух с половиной тысяч в расчет не принимается.
П р и м е ч а н и е 2-е: волости с населением менее двух тысяч объединяются до нормы, имеющие же население свыше 2000 душ, но хотя бы и менее 5-ти [тысяч], выбирают одного.
П р и м е ч а н и е 3-е: в волостных земствах с [этнически] смешанным населением башкирское население посылает от 5-ти [тысяч] душ своего депутата, а русское от этой же нормы выбирает своего.
18. Не могут участвовать в выборах и быть избираемыми воинские чины, состоящие на действительной военной службе, иностранные подданные и лица, не прожившие на территории 3-х лет.
19. Кроме указанных в предшествующей статье лиц, не могут быть избираемы и в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за преступное деяние, влекущее за собой правоограничения либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного имущества, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или полученного через обман или ростовщичество имущества, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью или по амнистии; 2) отрешенные по судебным приговорам от должности в течение 3-х лет со времени отрешения; 3) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте 1 этой статьи или влекущих за собой отрешение от должности; 4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) состоящие под опекой; 6) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже в окончание, кроме тех, несостоятельность которых признана несчастной; 7) осужденные за уклонение от воинской повинности и соучастники этого преступления и 8) изобличенные в подкупе, посулах и принуждениях при выборном производстве на должности.
20. По доверенности участие в выборах не допускается.
21. Порядок выборов, жалобы и протесты на неправильность их определяются особыми положениями.
22. В случае сложения депутатом своих полномочий или утери депутатских прав [на] его место заступает следующий, в порядке большинства голосов получивший избрание, а если такового кандидата не окажется, то пославшее население избирает нового своего депутата.
23. Личность депутата неприкосновенна, и депутат может быть подвергнут ограничению и лишению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти и то лишь тогда, когда он застигнут на месте преступления или уличается с поличным, причем курултай может отменить подобное постановление судебной власти.
24. Депутаты курултая пользуются полной свободой в своих мыслях и суждениях и за высказанное ни перед кем не ответственны.
25. Депутаты курултая выбывают из его состава в случаях: 1) добровольного сложения с себя полномочий, 2) утраты русского подданства или окончательного переселения из Башкирии, 3) назначения на гражданскую или военную действительную службу за исключением должностей почетных или тех, которые занимаются по выборам, 4) если депутат без отпуска не посетит [установленного количества] заседаний курултая, 5) по постановлению курултая.
26. [Депутат] Временно устраняется от участия в собрании [1)] в случае постановления о том курултая и 2) в случае привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в п. 1-м 19-й ст. настоящего положения.
27. Против депутатов курултая за преступное деяние, совершенное ими при исполнении или по поводу исполнения своих обязанностей по званию депутата, возбуждается уголовное преследование не иначе, как по постановлению курултая.
28. Никто из депутатов курултая не может заключать договоров, подряды и поставки с Правительством Башкирии, получать содержание от иностранных государств и других автономных единиц Российского Государства.
29. Депутаты курултая получают из национальных средств содержание в размере по определению самого курултая и на проезд от места своего жительства до места заседания и обратно, в оба конца - прогоны: по грунтовым дорогам на две лошади, а по железной дороге стоимость билета 2-го класса.
30. 1-е место заседания курултая назначает правительство, затем уже назначает курултай. <...>

О правительстве Башкирии

71. Правительство Башкирии является исполнительным органом курултая и состоит из председателя, заступающего [на] его место товарища председателя и 4-х членов из лиц, проживающих на территории Башкирии.
П р и м е ч а н и е. Для обеспечения национальных прав русских, проживающих на территории Башкирии, согласно пропорциональному количеству населения их, членами правительства могут быть лица русского происхождения, но во всяком случае не более трех и не менее одного. <...>
73. Правительство и вообще все должностные лица и учреждения в своих указах, постановлениях, решениях и приговорах действуют именем курултая (или именем Башкирии), напр., «Именем народа (курултая) Малой Башкирии Мировой Суд... участка определил» и т. д. или «Именем народа Малой Башкирии Правительство предписывает кантонным управлениям» и т. д.
74. Дела, подлежащие ведению правительства, решаются в присутствии коллегиально по большинству голосов, при равенстве голосов голос председателя дает перевес. При решении вопросов, освещение которых требует специальных знаний и опыта, приглашаются соответствующие специалисты и эксперты с правом совещательного голоса.
75. Распределение между членами правительства [права на] заведование тем или иным отделом зависит от него самого, и вообще [назначение на] все другие, соответственно, должности. <...>
78. На обязанности Правительства лежит:
п. 1. Наблюдение и приведение в исполнение всех постановлений и распоряжений курултая и центрального правительства России;
п. 2. Непосредственное управление всеми делами и имуществами и вообще всем национальным хозяйством Башкирии;
п. 3. Составление приходно-расходных смет годового отчета, а также приготовление докладов, нужных сведений и предложений для курултая;
п. 4. Приведение в известность, распределение и отвод национальных земель;
п. 5. Приведение в ясность недвижимых имуществ, приобретенных на башкирские средства и определение границ Башкирии, что производится по межевым бывшим документам, грамотам, указам и другим историческим данным, [по] действительному или бесспорному владению башкир;
п. 6. Разрешение обмена национальных земель с юртовыми, а равно утверждение разделов юртов и волостных земств своих земельных дач на два или более самостоятельных надела;
п. 7. Надзор за целостностью национальных лесов, земель и недр их и охранение неприкосновенности национальных кантонных, волостных и юртовых границ;
п. 8. Отдача в арендное содержание на срок не более [чем в] 12 лет национальных земель, недр их и других статей, наблюдение за исправным поступлением доходов и изыскание новых источников национальных доходов;
п. 9. Заведование путями сообщения;
п. 10. Ведение разного рода гражданских исков и ответов по ним по делам Башкирии и выдача для этой цели соответствующих доверенностей.
79. [Правительство вправе] назначать своих представителей к центральному правительству России, к автономным правительствам как России, так и иностранных держав.
80. Правительство не может производить расходов свыше общей суммы, предусмотренной сметой. В экстренных же случаях правительству дозволяется производить сверхсметные расходы с тем, чтобы об этом было подробно доложено ближайшему заседанию курултая.
81. Заключенные в законном порядке Правительством контракты и договоры имеют обязательную силу для населения Башкирии, несущего денежную ответственность по таковым обязательствам.
82. Правительство составляет по окончании каждого года не позднее 1 июля отчеты: а) по всем производившимся в течение года операциям; б) о состоянии национальных имуществ; в) о размере и распределении в течение отчетного года натуральных и денежных повинностей.
83. Сметы, раскладки и годовые отчеты правительством публикуются в официальном Вестнике и печатаются отдельными экземплярами для рассылки депутатам курултая.
84. Правительство Башкирии образовывает ликвидационную комиссию для принятия от всех государственных и земских учреждений Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерний, их уездов и волостных земств дел, касающихся управления на территории Башкирии, капиталов, зданий, земель и имуществ какого бы рода они ни были - приобретенные и построенные когда бы то ни было на башкирские средства; имущества же, которые приобретены на земские средства, населением русским и башкирским, выделяются правительству Башкирии пропорционально доходности, поступившей от населения, живущего на территории Башкирии. Если же подобное имущество не может [быть] почему-либо выделено, то, смотря по тому - в чьем владении останется не поддающееся разделу имущество - уплачивается правительству или правительство уплачивает стоимость части, подлежащей выделу.
85. Правительство Башкирии заведует своими национальными банками и казначейством. <...>

О печати, гербе, флаге и знамени

90. Правительство Башкирии имеет свои национальные: большую печать, герб, флаг и войсковое знамя, описание которых при сем прилагается.
91. Национальная большая печать прикладывается в случаях особо указанных, в договорах между правительством России и автономными правительствами ее и с правительствами иностранных держав.
92. Большая печать хранится у председателя правительства, герб, флаг и войсковое знамя находятся в зале Присутствия Правительства, охраняемые почетным караулом, который оставляет охрану во время заседаний правительства.
93. При открытии сессии курултая печать вручается председателю курултая, а герб, флаг и войсковое знамя с воинскими почестями переносится в зал заседаний курултая и по окончании сессии, обратно с такими же почестями, - в зал Присутствия Правительства.

ЦГАОО РБ. Ф. 9776. On. 2. Д. 3. Лл. 1-9 об. Незавершенная машинопись.

// Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.): документы и материалы: общее введение: историогр. и археогр. пробл.: в 4 т. Т.1 / авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа: Китап, 2002. – С. 207-215.